В кинологической литературе вопросы
агрессии или, в более узком
понимании, злобы занимают одно из
ведущих направлений. Однако наиболее
часто рассматривают пути
формирования и тренировки только
одной, специализированной
агрессивной реакции - злобы на
человека, применительно к нуждам
специализированных кинологических
служб. Это, разумеется,
необходимо, однако существует и
другая, не менее важная сторона
вопроса: нежелательные агрессивные
реакции, создающие серьезные
проблемы для владельца собаки и
посторонних лиц, Цель данной статьи
- попытка описания наиболее часто
встречающихся форм агрессивного
поведения, их биологический смысл и
возможности корректировки
нежелательных реакций,
Для начала попытаемся дать
определение понятия
"агрессия". Как это
явление выглядит, вероятно, знают все. Вопросами
агрессии занимались многие крупные
физиологи и этологи, которым и
принадлежит множество определений
агрессии, Тем не менее до сих пор
не существует всеобъемлющего
определения, которое бы полностью
соответствовало всей сложности
изучаемого явления. Такие
определения, как поведение, при
котором один организм получает
болевые стимулы или же подвергается
угрозам и физическим действиям
со стороны другого, при этом
ограничивается свобода или генетическая
приспособленность первой особи, с
одной стороны, слишком
расплывчаты, с другой стороны, не
охватывают все возможные случаи и
формы проявления агрессии. Поясним
на примерах. Отношение хищника к
жертве вроде бы полностью
укладывается в предложенное определение,
но здесь присутствуют только
физические действия и нет угроз,
неотделимой части агрессии, более
того, само хищническое поведение
во многом определяется пищевой
мотивацией: голодом. Агрессия на
жертву по мере насыщения ослабевает,
тогда как агрессия одного самца
на другого, выражаемая в
демонстративных угрозах, с течением времени
усиливается.
Другой пример: молодая собака, встречая
хозяина,
прыгает на него так, что тот при
падении ломает себе руку,
Физический контакт и повреждения
налицо, но какая же тут агрессия?
Более слабый кобель при встрече с
сильным соперником далеко обходит
его стороной, после чего с рычанием
начинает скрести землю, кусать
палки и т, п. Физических
взаимодействий нет и в помине, угроз тоже,
но это явное агрессивное поведение.
Не будем далее углубляться в дебри
теоретических
рассуждений и примеров и условимся
понимать под агрессией собаки
некоторый комплекс демонстративного
угрожающего поведения и
непосредственных физических
действий, направленных на другие
организмы или предметы, причем это
поведение обеспечивает повышение
индивидуальной приспособленности
особи.
На современном этапе развития биологии
отсутствует
достаточно полное понимание
механизмов агрессии. Известно, с
возбуждением каких структур
головного мозга связано осуществление
агрессивного поведения. По всей
вероятности, выраженность агрессии
некоторым, но отнюдь не линейным,
образом связана с уровнем гормонов
в циркулирующей крови, наиболее
явной представляется связь с
концентрацией мужского полового
гормона тестостерона. Кроме того,
показана зависимость между
агрессивностью и содержанием
нейромедиатора серотонина в тканях
головного мозга и с уровнем его
предшественника в обмене веществ -
триптофана в пище (в том случае,
если организм не может синтезировать
эту аминокислоту сам), Но в
целом механизм возникновения и
осуществления агрессии все еще
остается неразгаданным. Ко всему
прочему, агрессия имеет
наследственную основу и можно вести
селекцию на ее высокий или
низкий уровень, но условия
выращивания конкретной особи весьма
существенно изменяют генетически
детерминированный уровень
выраженности агрессии.
Агрессивное поведение обычно
разделяют на несколько
форм в зависимости от характерных
стимулов или ситуации, когда
проявляется тот или иной достаточно
характерный комплекс реакций.
При анализе причинноследственных
связей подобная классификация
оказывается весьма продуктивной.
Принятое в повседневной практике
кинологии деление агрессивных
реакций на активно- и
пассивно-оборонительную, несомненно,
удобно для тестирования собаки
на пригодность к той иду иной
службе, но является малоэффективным
инструментом при разрешении проблем,
связанных с нежелательными
агрессивными реакциями.
Рассмотрим основные 4 формы
агрессивного
поведения собак по распространенной
физиологической классификации:
1. Агрессия между самцами - наиболее
сильно
проявляется при встрече незнакомых
половозрелых кобелей.
2. Агрессия между самками -
достаточно
специфическая форма агрессии,
имеющаяся далеко не у всех видов
млекопитающих, в том числе и у
родственников собак; проявляется в
более разнообразных ситуациях, чем
межсамцовая агрессия.
3. Агрессия, вызываемая страхом, -
обычно
свойственная животным, стремящимся к
бегству при невозможности
осуществления этого намерения.
4. Агрессия, вызванная раздражением,
- возникает
при действии широчайшего круга
стимулов, так или иначе неприятных
животному.
5. Территориальная агрессия - защита
территории,
которую животное использует для
добывания пищи, размножения и
отдыха.
6. Инструментальная агрессия -
реакция, усвоенная в
результате подкрепления каким-либо
внешним стимулом.
7. Межгрупповая агрессия -
столкновения между
группами особей одного вида, может
быть сопряжена с территориальной.
8. Материнская агрессия - реакция
самки на
приближение к ее детенышам.
тот перечень форм агрессии не
является
исчерпывающим, иногда выделяют и
другие виды, например агрессию
хищника на жертву, в то же время
часть названных форм может
перекрываться или проистекать одна
из другой. Но думается, и
перечисленного достаточно, чтобы представить
себе всю сложность и
многообразие рассматриваемого
явления.
Хотя в основе агрессии, по-видимому,
лежит
инстинктивное поведение, она не
сводится только к инстинкту. Многие
формы агрессии развиваются с
течением жизни животного, формируются и
совершенствуются, то есть происходит
дозревание этой сложной формы
поведения. Огромную роль играет
обучение, так как некоторые формы
агрессии складываются только в
определенной социальной среде.
Нельзя, наконец, для такого
высокоразвитого вида, как собака,
исключить и роль рассудочной
деятельности.
Рассмотрим, как проявляются у собак
те или иные
формы агрессии, их онтогенез -
индивидуальное развитие и, наконец,
проблемы, связанные с развитием
агрессии при содержании собак.
Итак, самые первые проявления
агрессии мы наблюдаем
у щенков в возрасте примерно 3
недель. Это еще совершенно
неспециализированная агрессия,
направленная на своих однопометников:
рычание, отталкивание, попытки
вскарабкаться на другого щенка и даже
нечто, напоминающее садки. Это самый
первый этап установления
иерархических отношений, сейчас
доминирует самый тяжелый и
энергичный щенок. Биологический
смысл подобного поведения ясен:
доминант получит самый молочный
сосок и первые порции твердой пищи,
которую сука начинает отрыгивать в
это время малышам, Такой щенок,
проявляющий наибольшую
агрессивность, и расти будет лучше, в
естественных условиях у него
максимальные шансы на выживание.
Интересно, что в этом возрасте среди
однопометников зачастую
наиболее крупными и энергичными
являются сучки. Однако стоит щенкам
начать уверенно передвигаться, как в
возрасте около 2 месяцев кобели
обгоняют в росте сук и прочно
занимают лидерство в помете. В этом
возрасте доминируют, как правило,
только кобели. Свою агрессию юный
доминант направляет на всех щенков,
разумеется, не разбирая пола.
При выращивании однопометников в
одной группе до
наступления половой зрелости вожаком
стаи обычно становится тот,
самый первоначальный доминант. Среди
сук может доминировать та,
которая проявила задатки вожака в
раннем детстве. Ее власть иногда
может распространяться и на часть
кобелей, хотя обычно в стае собак
имеются две достаточно обособленные
структуры иерархии, разделенные
по половому признаку. Б общих чертах
агрессия в группе собак как раз
и направлена на поддержание
существующей иерархии, но в большинстве
групп это отнюдь не единственный
механизм обеспечения стабильности.
Не уклоняясь далее в сторону от
основной темы, заметим лишь, что в
силу самого разного рода до конца не
выясненных причин доминантами
становятся не только те собаки,
которые претендовали на эту роль,
будучи щенками; более того, уровень
агрессивности и социальный
статус вовсе не связаны напрямую.
Напротив, в благополучных группах
высокоранговая особь зачастую
наименее агрессивна, ее роль
заключается в мягком предотвращении
конфликтов, угрожающих
целостности группы, и в общем
контроле ситуации, а функции карающей
десницы выполняет кобель, стоящий на
более низкой ступени
иерархической лестницы,
Самое интересное, что описанные выше
агрессивные
взаимодействия как раз и не
укладываются полностью ни в одну из
ранее перечисленных градаций. Такой
вид агрессии, как уже
упоминалось, служит для поддержания
в группе определенного порядка и
обеспечивает удовлетворение
необходимого минимума потребностей всех
членов группы.
Со становлением взрослой структуры
группы связана
еще одна специфическая форма
агрессии, встречающаяся только в
определенном возрасте и определенных
условиях. Это так называемая
щенячья злоба. При выращивании
молодняка в одновозрастной группе в
отсутствие родителей или других
взрослых собак между щенками в
возрасте 5 - 6 месяцев вспыхивают
крайне жестокие драки. Результатом
таких столкновений бывают серьезные
физические травмы и установление
жесткой иерархии с наиболее
агрессивным кобелем во главе стаи. Далее
любой конфликт в группе уже взрослых
животных разрешается только с
позиции грубой силы. Однако у
щенков, выращиваемых под сукой после
окончания молочного вскармливания,
подобных приступов щенячьей злобы
просто не бывает. В чем тут дело? В
формировании определенного
поведенческого стереотипа, в
обучении разрешенным формам агрессии в
самом чистом виде. Мать обучает
щенков этим разрешенным формам,
используя опять-таки агрессию. Вот
как это обычно выглядит.
Наиболее активный, а в данном
возрасте (2 - 3
месяца) и наиболее агрессивный щенок
весьма часто подвергается
целенаправленным нападениям со
стороны собственной матери, а в ряде
случаев отца или других взрослых собак.
Щенка теребят, треплют в
зубах, катают по земле до полного
его изнеможения. Подобная
экзекуция, сопровождающаяся
угрожающим рычанием взрослой собаки,
продолжается до нескольких минут,
пока наконец щенок не начнет
характерно визжать, как все щенки, от
боли и страха, и только после
этого его оставляют в покое. При
такой встряске, повторяемой иногда
помногу раз на дню, щенок, испытывая
боль и страх, по-видимому,
научается совершенно четко
распознавать сигнал боли, подаваемый его
братьями и сестрами при слишком
грубом воздействии. Между щенками,
прошедшими подобную школу, в течение
дальнейшего роста уже не
случаются жестокие драки.
(продолжение следует)
|